ПАРАБЕНЫ — САМЫЕ БЕЗОПАСНЫЕ КОНСЕРВАНТЫ.
ПОЧЕМУ ПОПАЛИ В ИЗГНАНИЕ?
Чаще всего парабены вводят в состав эмульсий.
Они обладают хорошей фунгицидной активностью, особенно выраженной у пропил- и бутилпарабена, эффективны против грамположительных бактерий, но слабо защищают от грамотрицательных, так что консервировать парабенами шампуни или
кондиционеры для волос, риск заражения которых связан именно с грамотрицательными бактериями, большого смысла не имеет.
А еще у этих консервантов есть интересное свойство: вместе они работают лучше, чем каждый в отдельности.
Максимальная разрешенная дозировка для парабенов устанавливается
и для каждого индивидуального вещества, и для их смеси, причем во всех случаях — в пересчете на п-гидроксибензойную кислоту: для метил- или этилпарабена это не более 0,4%, для пропил- или бутилпарабена — не более 0,14%, а суммарная концентрация всех парабенов в продукте не должна быть выше 0,8%.
Парабены — консерванты, пожалуй, с самой долгой историей.
Несмотря на незаслуженную дурную славу, это одни из самых безопасных ингредиентов своего класса.
В разрешенных дозировках парабены нетоксичны, не генотоксичны, не тератогенны, не канцерогенны.
Даже у людей с повышенной чувствительностью к парабенам реакция на них проявляется чаще всего при повреждении кожи и обострении экземы (Jungman E., et al.,2011).
Метил- и этилпарабен считаются наиболее безопасными.
Нет необходимости ужесточать регулирование и в отношении пропилпарабена (SCCS,2021).
Однако вскоре, судя по всему, европейцам предстоит попрощаться с бутилпарабеном: Европейское агентство по химическим веществам
в июне 2020 г. внесло его в перечень кандидатов на включение в список особо опасных веществ, обосновав этот шаг риском негативного влияния на эндокринную систему.
Для остальных разрешенных парабенов подобные риски до сих пор так и не доказаны, и оснований для их запрета нет!
К сожалению, парабены стали жертвой недобросовестных исследователей и падких на сенсации журналистов.
История применения парабенов в косметике насчитывает уже около ста лет, и, пожалуй, до сих пор это наиболее мягкие по отношению к коже консерванты.
Они нетоксичны в тех концентрациях, которые используются в косметике; не мутагенны, не тератогенны, не канцерогенны.
Случаи аллергических реакций на парабены редки: даже у людей с повышенной чувствительностью к парабенам реакция на них проявляется чаще всего при повреждении кожи и обострении
экземы (Jungman E., et al., 2011).
Но в 2004 г. появилась публикация группы Ф. Дарбре об обнаружении
парабенов в тканях эстрогенозависимой злокачественной опухоли груди (Darbre P.D., et al., 2004), и это сенсационное «открытие канцерогенности парабенов» моментально растиражировали и донесли до широкой общественности, несмотря на возгласы ученых.
Дело в том, что к методологии исследования было много вопросов, стекла с биоптатами потеряны, и даже сами авторы статьи оправдывались, что не заявляли о причинно-следственной связи между обнаружением этих соединений и риском развития рака.
Однако волна паники уже пошла, и остановить ее было нереально. К тому же несколько ранее у парабенов была обнаружена слабая эстрогеноподобная активность (Routledge E.J., et al., 1998), что стало дополнительным поводом для волнений.
Откуда могли взяться парабены в опухолевых тканях (даже если они
там действительно были)?
Вероятных источников много: от продуктов питания и лекарств до косметики. Несмотря на то, что косметика применяется наружно, парабены могут проникать в роговой слой: у них небольшая молекулярная масса, и они достаточно липофильны, поэтому
действительно могут проникать в организм.
В одном из исследований было отмечено достаточно быстрое проникновение концентрированного бутилпарабена через кожу (в креме его количество было в 6 раз выше максимально разрешенной на тот момент дозировки для косметики): уже через 3 часа после нанесения соединение обнаруживалось в сыворотке крови, а также в моче, однако с мочой выводилось менее 1% вещества
в неизмененным виде.
Анализы крови не показали биологически значимого влияния бутилпарабена на уровни половых и тиреоидных гормонов.
Таким образом, эксперимент показал, что парабены действительно
могут проникать через кожу, но они довольно быстро превращаются
карбоксилэстеразами в гидроксибензойную кислоту, причем короткоцепочечные парабены (метил- и этил-) метаболизируются намного быстрее (Janjua N.R., et al., 2007; 2008).
Что касается эстрогеноподобной активности парабенов, то она очень
невелика и убывает с уменьшением длины алкильного радикала в сложноэфирной группе: исследователи, впервые обнаружившие это свойство парабенов, установили, что бутилпарабен действует слабее 17-β-эстрадиола примерно в 10 тысяч раз, метилпарабен — в 2,5 миллиона раз, а гидроксибензойная кислота — основной метаболит парабенов — и вовсе неактивна в этом отношении (Routledge E.J., et al., 1998).
Даже если пользоваться косметикой с бутилпарабеном ежедневно, его поступление в организм будет в несколько тысяч раз ниже того минимального количества, которое может проявить эстрогеноподобное действие (Golden R., et al., 2005).
Однако нужно отметить, что в экспериментах in vitro разные парабены
способны (пусть и в разной степени) ингибировать эстроген-активирующие и эстроген-инактивирующие ферменты, что может повлиять на эстрогеновый сигнальный каскад (Prusakiewicz J.J., et al., 2007; Engeli R.T., et al., 2017).
В любом случае, исследования не прекращаются (и их по парабенам
воистину огромное количество), и при оценке безопасности парабенов
в косметике необходимо опираться не на эмоции, а на факты.
Факты же таковы: короткоцепочечные парабены (метил- и этил-) считаются более безопасными, чем пропил- или бутилпарабен, а в недавно опубликованном заключении Научного комитета по безопасности потребителей (SCCS) по пропилпарабену (SCCS, 2021) говорится, что этот консервант безопасен при использовании в косметике в концентрации не более 0,14% (в пересчете на пара-гидроксибензойную кислоту), а имеющихся на момент вынесения заключения данных недостаточно для того, чтобы отнести это
вещество к эндокринным дерегуляторам (endocride disruptor) или вывести некую отправную точку, основанную на таком действии, при оценке риска для здоровья человека.
Американский Экспертный совет по безопасности косметических ингредиентов (Expert Panel for Cosmetic Ingredient Safety) в 2020 г. при повторной оценке безопасности парабенов в косметике сделал аналогичный вывод (Cherian P., et al., 2020):
эксперты заявили, что парабены, применяемые в косметике (включая четыре, разрешенных в Европе), безопасны при нынешних уровнях их использования.
Однако вскоре, судя по всему, европейцам предстоит попрощаться с бутилпарабеном: Европейское агентство по химическим веществам в июне 2020 г. все же включило его в перечень веществ кандидатов на внесение в список особо опасных веществ, обосновав этот
шаг риском негативного влияния на эндокринную систему.